«Работать будет невыгодно». Почему BMW отказывается от российского завода

В BMW отказались от строительства собственного завода в России в ближайшей перспективе. Про прекращение переговоров с правительством о подписании специнвестконтракта и инвестициях в локальное производство на встрече с журналистами рассказал президент BMW Group Россия Штефан Тойхерт, передает корреспондент Autonews.ru. Такое решение в BMW приняли в июле 2019 года.

В компании заявили, что в сложном положении с точки зрения производства в России и инвестиций находятся все автобренды. Главная причина — в постоянно меняющихся правилах, по которым приходится работать. Недовольство марки, в частности, вызвал рост утилизационного сбора с 1 января 2020 г. в среднем на 110%, из-за чего модели бренда подорожали примерно на 2%. Главной же проблемой стала предложенная правительством балльная система оценки уровня локализации и дифференциации субсидий.

Как ранее рассказывали Autonews.ru участники рынка, уже с 2020 г. все, кто ранее подписал с правительством так называемые специнвестконтракты (СПИКи) по обсуждаемой сейчас схеме, смогут рассчитывать только на половину обещанных субсидий, призванных компенсировать утильсбор. Для получения полного объема поддержки придется набирать локализационные баллы вплоть до максимальных 4000.

Как рассказали в BMW, переговоры с чиновниками о подписании специнвестконтракта велись около полутора лет. Компания обсуждала возможный уровень локализации и инвестиции, а также объемы субсидий и компенсаций утилизационного сбора, которые должны были последовать со стороны государства. Однако, по словам Тойхерта, условия сделки и позиция правительства постоянно менялись, а достигнутые соглашения не фиксировались. Компания оказалась не готова работать «в условиях полной неопределенности относительно того, на какие субсидии можно будет рассчитывать в зависимости от конкретного уровня локализации».

«Мы верим, что локализованное производство важно развивать, что в рынок нужно инвестировать. Мы были готовы это сделать с тем, чтобы не только сохранить текущее производство (у BMW заключен бессрочный контракт на «отверточное» производство ряда моделей на предприятии «Автотор» в Калининграде. — Прим. Autonews.ru), но и расширить его. Несмотря на все наши усилия, мы не смогли найти общего языка с правительством и получить условия, в которых инвестиции были бы выгодны. Поэтому вопрос подписания специнвестконтракта с Россией снят с повестки», — сказал глава российского офиса марки.

Фото: Jan Woitas / dpa-Zentralbild / Global Look Press

BMW — отдельно, «Автотор» — отдельно

Информацию о том, что при подписании собственного СПИКа BMW уйдет с мощностей калининградского «Автотора», в компании подтверждали весной 2019 года. Как уточнили в пресс-службе BMW, сейчас там собирают такие модели, как BMW 5-й серии, BMW 7-й серии, а также кроссоверы X1, X3, X4, X5, X6 и X7. В качестве альтернативы марка рассматривала технопарк «Храброво», также расположенный в Калининграде, однако на «Автоторе» в таком исходе заинтересованы не были.

В июле 2019 г. основатель «Автотора» Владимир Щербаков в интервью изданию «Прайм» рассказал о том, что, если BMW не определится со строительством завода до конца 2019 г., то марке придется свернуть производство в России. По его словам, правительство страны выдвинуло к BMW два требования: построить такие же мощности, как у Mercedes, и сделать это в течение двух лет. В частности, обязательными условиями должны были стать собственные сварка и окраска.

Автосервисы Autonews

Искать больше не нужно.

Гарантируем качество услуг. Всегда рядом.

Щербаков уточнял, что поскольку компания не успела подписать СПИК до 1 июля 2019 г. в старой редакции, то будет вынуждена заключать контракт на новых условиях, которые позволят окупить завод только в течение 16–18 лет, а не 10, как планировалось изначально. По оценке Щербакова, BMW в ценах 2018 г. пришлось бы вложить в строительство не менее 450 млн евро.

Теперь же, согласно заявлениям BMW, в очередной раз обновившиеся условия сделки сделали ситуацию еще более невыгодной для марки и других игроков рынка.

«Даже если бы мы приняли схему наших главных конкурентов в России (Mercedes-Benz, который открыл в 2019 г. завод в индустриальном парке «Есипово» в Подмосковье, вложил 19 млрд рублей. Планируемый объем производства — 20–25 тыс. автомобилей в год. — Прим. Autonews.ru), то даже она не стала бы для нас прибыльной. Мы бы не получили полного набора господдержки со стороны правительства. Мы смогли бы рассчитывать только на минимальные субсидии, действующие неопределенный срок», — отметил Тойхерт.

Фото: BMW

Сотрудничество BMW с «Автотором» под вопросом

В год «Автотор» может производить до 250 тыс. автомобилей. Помимо BMW там собирают модели марок Kia, Hyundai, Genesis и ряда других. Хотя производство в основном ведется по методу крупноузловой сборки (SKD), предприятие получает существенные льготы от государства, в том числе за счет статуса особой экономической зоны. Собираемая там продукция считается полностью российской. Сейчас предприятие подало заявку на подписание собственного специнвестконтракта, что поставило под сомнение возможность «Автотора» обеспечить достаточно мощностей для всех брендов, включая BMW.

«Наш партнер, завод «Автотор», подписал собственный СПИК, — уточнил Тойхер. — Это обстоятельство в дальнейшем может способствовать расширению нашего производства в России и углублению локализации, но пока это все находится на стадии обсуждения. Судя по балльной таблице и предложенным вариантам работы, бизнес-кейс не может стать положительным. Поэтому пока такая вероятность очень низка».

Фото: Автотор

BMW может полностью свернуть производство в России

В BMW признались, что могут полностью свернуть производство в России, оставив только импорт. Но этот вариант в концерне назвали «самым негативным сценарием» и заверили, что хотят развивать в России свой бизнес.

«Пока у нас нет никаких решений. Подписавшие СПИКи компании еще продолжают переговоры с правительством, и нужно посмотреть, что будет происходить в течение последующих двух месяцев, — рассказал Тойхерт. — Но мы предполагаем, что для всех участников рынка, особенно для премиальных брендов, будет мало возможностей, позволяющих инвестировать в локализацию и при этом оставаться прибыльными».

Автосервисы Autonews
Гарантия хороших условий

Сход-развал

1500 ₽

Замена масла

420 ₽

Замена тормозных колодок

480 ₽

Покраска бампера

3000 ₽

В немецком концерне не исключили, что некоторые другие автокомпании не выдержат работы в предложенных правительством России условиях и просто уйдут с рынка. «Подписывая СПИК 1.0, автокомпании были уверены, что получат определенный уровень поддержки от правительства. А теперь им предлагается поддержка уже совсем другого объема и на других условиях. Это делает большинство бизнес-кейсов неприбыльными. В новой финансовой ситуации работать здесь будет невыгодно, потому что производство в России гораздо дороже, чем в других странах», — рассказал глава российского офиса BMW.

По его словам, локализация модели имеет смысл при годовых объемах производства не менее 100 тыс. штук, при этом объем всего премиального рынка в России сопоставим именно с этим количеством. Премиальный сегмент существенно отличается от других в силу высоких требований к поставщикам, и ему требуется индивидуальный подход.

Фото: BMW

Цены будут расти, а продажи — падать

В BMW пришли к выводу, что из-за непривлекательных условий для локализации премиальные автопроизводители продолжат импортировать автомобили, которые будут дорожать из-за роста утильсбора. «Придется поднимать цены, клиентам придется платить больше, общие продажи будут падать, что в итоге обернется снижением налоговых поступлений. Кроме того, российский рынок останется без технологий и инноваций, все это будет импортироваться, а заводы будут работать в других странах», — спрогнозировал Тойхерт.

По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, продажи BMW последние годы в России стабильно растут. Так, в 2019 г. BMW продал в России 41 520 автомобилей, что на 17% больше, чем в 2018 г., когда было продано 35 619 машин. В 2017 г. в России купили 30 018 автомобилей BMW, а в 2016-м — 27 507 единиц. При этом аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов уверен, что переход исключительно на импортную схему не обрушит продажи марки.

Аналитик согласен с тем, что локализация премиальных моделей сложнее автомобилей масс-сегмента в силу невысоких объемов производства, однако считает, что правительство не будет дифференцировать подход к каждому автопроизводителю.

Фото: BMW

«В государстве стараются не делать исключений, потому что это вызовет вопросы других участников рынка, которые уже согласились на определенные условия. Если BMW прекратит производство, то цены, безусловно, вырастут. Но спрос в этом сегменте не так чувствителен к цене, автомобили этой марки в России любят, поэтому я не думаю, что их продажи сильно просядут. Да, снижение будет, но не критичное. Разве что со статусом отечественного производителя они потеряют доступ к госконтракту», — сказал Беспалов.

Источник: autonews.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *