Нефть резко подешевела, а бензин — нет. Почему так происходит?

Произошедший 9 марта обвал на рынках привел к тому, что цена на нефть Brent падала ниже уровня $32 баррель, цена нефти марки WTI — ниже $30. Это произошло из-за новостей о том, что сделка ОПЕК+, ограничивающая добычу нефти, перестанет действовать с 1 апреля. Россия не согласилась с предложением Саудовской Аравии ограничить добычу на дополнительные 1,5 млн барр. в сутки. Сейчас цены на нефть отскочили до $36 за баррель, но, как заявил глава Минэнерго Александр Новак, восстановление котировок нефти займет несколько месяцев.

Тем временем президент США Дональд Трамп в своем Twitter отметил, что сложившаяся ситуация благоприятна для потребителей, поскольку цены на бензин должны снизиться. Российские автомобилисты также понадеялись, что увидят более низкие цены на АЗС и до последнего старались не заправляться. Но зря: ведущие эксперты и аналитики отрасли объяснили, почему топливо в России будет дорожать при любом раскладе.

Цены на топливо не привязаны к нефти

Снижение цен на бензин в России из-за падения цен на нефть невозможно, поскольку розничные цены на дизельное топливо и бензин практически не привязаны к стоимости нефти, объяснил аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов в беседе с Autonews.ru. По его оценке, доля стоимости сырья в цене на топливо в России составляет не более 7%.

По теме:

Новости
10 февраля

Названы российские регионы с самым доступным бензином

Новости
13 ноября 2019

В России стали чаще штрафовать за некачественный бензин

«Если мы посмотрим на структуру стоимости одного литра АИ-95 в рознице, то обнаружим, что 3/4 стоимости (порядка 72%) формируют заложенные в нее государственный акциз, НДС и расходы на уплату НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), — рассуждает Антонов. — Вычитаем так же расходы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на переработку, транспортировку, логистику, прибыль трейдеров и операторов АЗС. В итоге выходит, что стоимость сырья, в зависимости от текущих котировок, с 2019 года не превышает 7%».

Эксперт предполагает, что текущее падение нефти на мировом рынке теоретически могло бы привести к снижению цен на бензин в пределах 2%. Однако сомневается, что это произойдет. Антонов считает нефтепереработку в России проблемной отраслью, «которая до 2019 года существует за счет многомиллиардных субсидий, а начиная с 2019 года — за счет демпфирующих надбавок».

«Текущие цены на нефть сдерживаются новым механизмом компенсаций со стороны государства и неформальными договоренностями с ним. В итоге участники рынка корректируют оптовые и розничные цены так, чтобы это оказывало минимальное давление на темпы инфляции, — говорит Антонов. — Стоит ли объяснять, что возможность получить дополнительную прибыль в условиях подешевевшей нефти вряд ли будет ими упущена. Но ни о каких сверхприбылях речь не идет. Ведь сама по себе нефть не оказывает существенного влияния на себестоимость литра топлива в опте или тем более рознице».

Фото: Allexander Makarov / Russian Look

Эксперт уточняет, что, проходя по цепочке от скважины до пистолета в топливном баке, топливо дорожает не из-за скачущих котировок на мировом рынке, а из-за роста расходов всех участников этой цепочки. «Эти расходы, надо полагать, вырастут в связи с очередным мощнейшим витком девальвации рубля, смягчающей последствия 30-процентного обвала для добывающих компаний», — прогнозирует аналитик.

Топливо подорожает, если страны не договорятся

Текущая ситуация на сырьевом и валютном рынках может сохраниться в течение несколько недель или даже месяцев. Тогда бензин и дизель в рознице не только не подешевеют, но и вырастут в цене на 2–4% еще до начала мая. «Это возможно, если к тому времени Москва и Эр-Рияд не придут к согласию», — говорит Антонов.

По его мнению, государство будет прикладывать все силы, чтобы сдерживать цены на топливо. Наиболее активно это будет происходить в случае с дизелем, поскольку неблагоприятная ситуация на рынке совпала по времени с началом сельскохозяйственного сезона.

Автосервисы Autonews

Искать больше не нужно.

Гарантируем качество услуг. Всегда рядом.

«Аграрии рискуют оказаться в очень сложной ситуации, которая уже во второй половине года может вылиться в существенный скачок инфляции: дополнительные расходы на солярку заложат в стоимость сезонных овощей и фруктов уже летом, а осенью поднимут цены на зерновые, масличные и прочие культуры», — уточнил эксперт.

Бензин в России будет только дорожать

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов назвал типичной ситуацию, в которой в нефтедобывающих странах и странах-экспортерах цена на бензин не падает вслед за нефтью. Дело в том, что внутренние цены на бензин субсидирует государство. Так происходит и в России.

«Цены на топливо, которые мы сейчас видим на заправочных станциях, субсидируются. Из-за такой схемы получается, что рентабельность у игроков невысокая, — объясняет Баженов Autonews.ru. — Рынок зажат в регуляторные тиски. С одной стороны, мы имеем высокие акцизы, которые давят на нефтепереработку. С ними помогают справляться только различные демпферы и субсидирование. С другой стороны, есть розница, которая не может работать по принципу свободного ценообразования — цены на топливо поставлены в прямую зависимость от инфляции. С 2009 года в отрасли действует правило «инфляция минус», согласно которому цены на бензин и топливо должны расти на 1-2 процентных пункта ниже инфляции. Поэтому нет смысла ждать каких-то понижений. Принцип свободного ценообразования у нас не работает. Цена будет расти всегда, потому что она регулируется».

Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press

По данным Росстата, стоимость литра бензина в среднем по России с 24 февраля по 1 марта 2020 года выросла на 2 коп. и составила 44,92 руб. Литр бензина АИ-92 подорожал на 3 коп., до 42,51 руб. Цена за литр бензина АИ-95 выросла на 1 коп. до 45,92 руб. Цена литра дизельного топлива осталась на уровне 48,14 руб.

Баженов также не исключил, что цены на бензин и дизельное топливо могут вырасти уже в ближайшее время. «Если инфляция разгонится, то и цена на бензин будет выше прогноза. Так, если в результате обвала рубля прогнозируемая Центробанком инфляция в 4% вырастет условно до 6-7%, то и цены на бензин скорректируются и подрастут на 5-6%».

Эксперт считает, что с точки зрения потребителя свободное ценообразование более выгодно.

«Мы живем в ситуации, когда цены всегда растут, мы можем только предполагать, насколько они скорректируются в очередной раз, — рассуждает Баженов. — А если в тех же США цена выросла на 10%, но у водителей есть понимание, что завтра из-за корректировок цен на нефть бензин подешевеет уже на 15%, такие скачки воспринимаются более спокойно».

Сравнивая ситуацию с 2016 годом, когда цены на нефть обрушились с 50$ до $30 за баррель, что привело к дефициту бюджета и в дальнейшем к росту акцизов, эксперт заявил, что сейчас для повторения такого сценария предпосылок нет.

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press

«Акциз — это внутренний налог, сейчас ситуация такова, что всю налоговую нагрузку государство старается перенести на внутренний рынок, экспортные пошлины отменяются, а НДПИ нефтедобывающие компании платят вне зависимости от того, куда уйдет поставка: за рубеж или на внутренние рынки. Планов по изменению Налогового кодекса у правительства нет», — пояснил Баженов.

Тонна бензина на бирже подорожала на 2000 рублей

Нефтяники были готовы к обвалу стоимости сырья, убежден ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков.

«На внеплановом совещании министров экономического блока у премьер-министра Михаила Мишустина, которое состоялось 9 марта, где обсуждали меры по стабилизации состояния российской экономики и ситуации, связанной с развалом альянса ОПЕК, министр Александр Новак рассказал, что сценарий выхода из соглашения по сокращению объемов добычи нефти прорабатывался заранее. Поэтому текущая ситуация на рынке находился в пределах прогноза, — полагает аналитик. — Другими словами, российские нефтяные компании наперед знали точку отсечения, то есть были уверены, что предельный уровень сокращения добычи уже достигнут и дальнейшая политика сокращения добычи принесет скорее вред, чем пользу. Поэтому они знали, что цены на нефть обрушатся».

Автосервисы Autonews
Гарантия хороших условий

Сход-развал

1500 ₽

Замена тормозных колодок

700 ₽

Покраска бампера

3000 ₽

Замена масла

500 ₽

Эксперт уверен, что все нефтяники захеджировали свои риски. Поэтому прогнозирует, что ситуация на рынке стабилизируется, цены на нефть вернутся ближе к прежним значениям, а курс рубля стабилизируется на отметке 75 рублей за доллар США. Автомобилистам же, по его словам, резких изменений цен на бензин ждать не стоит.

«Да, бензин дорожает — тонна АИ-92 и АИ-95 во вторник подорожала на 2000 рублей, цены попрыгают и успокоятся. Бензин у нас не подешевеет, но и не будет дорожать быстрее темпов инфляции. В прошлом году инфляция была на уровне 3%, в этом, возможно, прогноз скорректируют до 5-6%, значит, в этих пределах и подорожает топливо», — прогнозирует Костюков.

Источник: autonews.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *