Машины-ликвидаторы. Техника, которая боролась в Чернобыле

Спустя 33 года с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС зона отчуждения снова представляет огромную опасность. Сильнейший пожар вокруг атомной станции уже уничтожил заброшенные села, а также знаменитый Рыжий лес с деревьями, которые сильно изменились под воздействием радиации. Огонь уже вплотную приблизился к Припяти и хранилищам с радиационными отходами. Также пожар затронул могильники с погребенной техникой, которую использовали для ликвидации последствий страшной аварии 26 апреля 1986 года. Мы решили вспомнить, какие машины помогли людям ликвидировать и предотвратить распространение радиации тогда, почти 34 года назад.

ЗИЛ-131

На первом этапе на месте катастрофы работали совершенно обычные машины, без дополнительной защиты от радиации. Например, на многих фотографиях можно увидеть армейский полноприводный грузовик ЗИЛ-131. В частности, этот автомобиль использовали для перемещения грузов на площадки временного складирования в районе сел Янов, Залесье и города Припять, а также для доставки личного состава на ЧАЭС. Кстати, грузовик можно увидеть и во второй серии сериала «Чернобыль», где с помощью установленного на нем громкоговорителя людей оповещают о начале эвакуации. Производство легендарного грузовика велось до 2002 года, и многие экземпляры ЗИС-131 по-прежнему используют в российской армии.

УРАЛ-375

В первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС в тушении огня на четвертом реакторе принял участие автомобиль АЦ-40 на базе УРАЛ-375 лейтенанта Виктора Кибенка. Пожарный получил высокую дозу облучения и позже скончался в Москве. Посмертно он был награжден званием Гeрoя Сoвeтскoгo Сoюзa. Автомобиль Кибенка, как и многие другие пожарные машины, был захоронен в могильнике зараженной техники у Буряковки. Также пожарные «Уралы» активно использовали для проведения дезактивационных работ на территории зоны отчуждения. Например, эти машины обрабатывали специальным раствором здания и дороги в Припяти.

РАФ-22031 «Латвия»

РАФ-22031 «Латвия» со второй половины 1970-х сменили на станциях скорой помощи старые медицинские «Рафики» РАФ-977ИМ. В результате эта модель стала самым массовым микроавтобусом СССР. Машины РАФ-22031 «Латвия» эвакуировали пострадавших с места катастрофы в медсанчати начиная с ночи 26 апреля. Их продолжили использовать и во время ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Машины, накопившие значительные дозы радиации после аварии на АЭС, были раздавлены гусеницами и захоронены в могильниках.

По теме:

Фото
30 мая 2019

«Кирпич», ротор и «догонялка»: на чем ездили спецслужбы СССР

Назад в СССР
8 апреля

«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили

КамАЗ-5511

КамАЗ-5511 в зоне отчуждения использовали в качестве бетономешалки и самосвала. На фотографиях машины можно увидеть со свинцовыми листами на кузове. Конечно, такой тюнинг являлся слабой защитой от радиации. Если самосвалы использовались чаще всего для вывоза радиоактивного мусора, то бетономешалки стали незаменимы в ходе строительства объекта «Укрытие» — бетонного саркофага вокруг реактора. Производство КамАЗ-5511 было закончено в 1990 году, однако на дорогах некоторых городов эту машину можно встретить и сейчас.

КрАЗ-256

После того как реальный уровень угрозы для ликвидаторов стал понятен, в кратчайшие сроки началась разработка специальных версий автомобилей для работы в зоне поражения. Так, на Кременчугском автомобильном заводе рабочая группа подготовила целую партию особых самосвалов КрАЗ-256 для вывоза высокорадиоактивных обломков. Кабину машины защитили стальными листами с прослойкой из свинца, а изнутри капсулу обшили особым пластиком. Также самосвал оснастили фильтровентиляционной установкой ФВУА-100Н. После такой модификации вес капсулы превысил 3 т, что потребовало доработки ходовой части КрАЗ-256.

ЛАЗ-692

Львовский автобусный завод для помощи ликвидаторам катастрофы на чернобыльской АЭС выпустил специальный автобус с защитой от радиации. Машину с индексом ЛАЗ-692 построили на базе модели ЛАЗ-695Н и оснастили свинцовыми пластинами на окнах. В салоне также установили особую систему фильтрации воздуха, а люки на крыше были заварены. Уровень защиты у автобуса был меньше, чем у КрАЗ-256, однако в отличие от самосвала ему не приходилось работать часам в зоне отчуждения.

УАЗ-469

Разумеется, в ликвидации страшной катастрофы приняли участие советские внедорожники УАЗ-469. Эта машина, которую в народе прозвали «бобиком», являлась основным командирским автомобилем армии тех времен и отличалась хорошей проходимостью и легкостью в ремонте. Автомобиль с 75-сильным мотором в зоне отчуждения использовался для перевозки военных начальников или для разведывательных мероприятий. На снимках того времени иногда машины запечатлены прямо у энергоблока. После рейдов все автомобили в обязательном порядке подвергались обработке на спецпунктах.

Komatsu D-355W

Японский бульдозер Komatsu D-355W был незаменимым помощником при расчистке стройплощадки от радиоактивного грунта. Управлялась машина дистанционно с помощью специального пульта. Однако радиус его действия был не очень большой, поэтому оператор находился в непосредственной близости. Чаще всего такого «водителя» сажали в кабину защищенной армейской бронетехники. Сколько таких бульдозеров направила Япония на помощь СССР, до сих пор неизвестно.

СТР-1

Наверное, наибольшую известность среди «стальных ликвидаторов» получил специализированный транспортный робот (СТР-1). Именно этот аппарат можно увидеть в хронике во время очистки крыши ЧАЭС от завалов высокорадиоактивных элементов разрушенного реактора. В работе над этой машиной приняли участие десятки научных институтов, а за основу было взято самоходное шасси лунохода. На создание этой уникальной машины ученные потратили три с половиной месяца. Управлялся СТР-1 дистанционно, а в движение приводился с помощью двух серебряно-цинковых батарей. На крышу энергоблока машина доставлялась с помощью вертолета МИ-8. Странно, но СТР-1 обошли вниманием создатели британского сериала «Чернобыль», в котором машину лишь вскользь упоминает академик Валерий Легасов в исполнении актера Джареда Харриса.

ГАЗ-66

Легендарный ГАЗ-66 («Шишига») использовали для перевозки ликвидаторов в зону катастрофы с мест временного проживания. Полноприводный грузовик с дорожным просветом 315 мм за раз мог перевезти около 20 человек. Машина комплектовалась лебедкой, восьмицилиндровым мотором и даже спальным местом для водителя. Разумеется, о низком уровне комфорта для пассажиров тогда никто не задумывался. В войсках ГАЗ-66 использовался и как грузовик, и как штабной, и как медицинский автомобиль.

Источник: autonews.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *