«Яндекс» начал следить за водителями. Кому закроют доступ к каршерингу

Команда каршеринга «Яндекс.Драйв» объявила о начале эксперимента по выявлению агрессивных водителей и ограничению доступа к услугам сервиса для тех, кто не реагирует на требования оператора изменить манеру езды. Пока алгоритм только тестируется в Санкт-Петербурге, но на форумах каршероводов пользователи уже выражают недовольство попытками слежки и контроля их действий. Многие сомневаются в корректности настройки алгоритмов, а некоторые, напротив, поддерживают нововведения.

В самом «Яндексе» не скрывают, что целевым рынком для тестируемой системы является московский. Официальная позиция — повышение уровня безопасности каршеринга. «Нам не нравится ограничивать пользователям доступ к сервису, который мы для них и создаем. Но безопасность важнее. Так что мы тренируем алгоритмы для распознавания и предотвращения опасного вождения машин Драйва», — утверждается в официальном канале сервиса.

Представители сервиса разъясняют, что агрессивным считается вождение с резкими стартами и торможениями, потому что они потенциально могут привести к ДТП. Кроме того, говорит официальный представитель оператора Дмитрий Горчаков, учитывается манера поворота руля. При принятии решения алгоритм анализирует данные о последних десяти поездках. Но информацию о том, какие именно действия алгоритм считает наиболее опасными, в «Яндексе» не раскрывают, чтобы не помогать нарушителям обходить запреты.

«На данный момент мы анонсировали эксперимент, который проходит в Санкт-Петербурге. Главная задача эксперимента — научиться строить профиль каждого водителя и оценивать его манеру вождения. Отслеживаем датчиками угол поворота руля, силу и резкость нажатия на педали газа и тормоза, ускорения», — объясняет Горчаков.

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press

Кроме того, аналитические программы «Яндекс.Драйва» учатся определять факт передачи руля другому человеку по изменению характерной манеры вождения. Автоматических блокировок за это пока не предусматривается, но если электроника определит разницу, то сотрудники сервиса свяжутся с водителем, чтобы уточнить, кто именно находится за рулем. За передачу управления оператор оштрафует арендатора на 50 тыс. рублей, либо на 150 тыс., если он вообще не находился в машине. Кроме того, перестает действовать страховая ответственность.

«Под агрессивной ездой можно понимать достаточно широкий спектр стилей управления. Очень интересно, как это понимает «Яндекс». Надеюсь, что это не примитивная сумма ускорений и подсчет количества перестроений», — пишет пользователь под ником Serge. «Ну и потеряют клиентов, те уйдут в делимобиль», — негодует пользователь Cadila Cupel.

«Резкие старты — это, по мнению «Яндекса», плохо. Не понимаю почему старт со светофора в пустоту опасен», — удивляется пользователь с ником L1Ner. С ним соглашается Юрий Шабан: «Что плохого, если я резко стартану в пустоту, быстро наберу разрешенную скорость и уже после этого буду спокойно ехать? Не задерживаю позади стоящие машины. Или все овощами должны быть?»

Гендиректор компании «Лаборатория Умного Вождения» Михаил Анохин подтверждает, что под агрессивной ездой подобные алгоритмы обычно понимают резкие маневры водителя, включая резкие ускорения и торможения. Также учитывается превышения скоростного режима.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

«Давно пора, один раз чуть в аварию не попал, когда передо мной с парковки выезжал тип: газ в пол, руль в сторону — через две сплошные со свистом. Почаще вылавливать таких лихачей надо», — комментирует пользователь Азат. «Идея отличная и я ее целиком поддерживаю. Главное — это избежать ситуации, когда под понятие агрессивного вождения попадет, например, экстренное торможение или объезд препятствия, которые зависят не от водителя, а от дорожной ситуации», — опасается пользователь Алексей Михальченко.

Вынужденные маневры система может отличить по частоте повторений, говорит Михаил Анохин: «Для человека с агрессивной манерой вождения такое поведение будет стабильным, а в вынужденных ситуациях это разовые случаи. Программа оценивает их одинаково, но формирует средний показатель за период времени».

Специалист утверждает, что дополнительное оборудование для оценки качества вождения не потребуется, поскольку все каршеринговые машины изначально оснащены телематическими системами. «Информация собирается с CAN-шины автомобиля, а некоторые данные — непосредственно с датчиков телематического оборудования», — отмечает эксперт.

При этом тип и класс автомобиля значительной роли не играет, добавляет Анохин: «Разницы в возможностях оценки стиля вождения между машинами эконом-класса и премиальными нет. Данные, которые машины отдают через CAN-шину, могут отличаться даже в пределах одной марки, но большинство программ оценки вождения работают на информации, которую предоставляет именно телематическое устройство».

Фото: «Яндекс»

Скепсис пользователей вызывают и истории о неожиданных блокировках, которыми «Яндекс.Драйв» занимался и раньше. «После очередной поездки пришло сообщение, что я заблокирован. Превышение скоростного режима, правда, на пустой трассе. Если ограничение 60 км/ч, то, по мнению «Яндекса», ты не имеешь права ехать больше. Про скорость потока — нет, не слышали. И никто не знает срока блокировки, может быть и навсегда», — пишет Алексей Скорик.

Дмитрий Мухаметзянов тоже столкнулся с такой блокировкой: «Забанили без предупреждения всего за одну поездку и не дают комментариев по срокам разблокировки. Если бы были какие-то предупреждения, я определенно стал бы придерживаться правил».

Представитель «Яндекс.Драйв» Дмитрий Горчаков напоминает, что контроль за превышением скорости сервис ведет уже давно, как и все остальные операторы каршеринга. «Сейчас это просто базовая оценка — сверяется реальная скорость машины с разрешенной на данном участке дороги. Если водитель не соблюдает скоростной режим продолжительное время, он получает предупреждения», — говорит представитель сервиса.

Тестируемый в Санкт-Петербурге алгоритм подразумевает три последовательных предупреждения перед блокировкой. После первого предупреждения у агрессивного водителя отключается доступ к дорогим автомобилям, после второго сокращается количество доступных машин массового сегмента, после третьего в доступе останется пара простейших моделей. Если и это не повлияет на улучшение манеры вождения, пользователя заблокируют навсегда.

Фото: «Яндекс»

Право оператора на введение ограничений должно быть отражено в договоре, говорит заместитель руководителя департамента Европейской Юридической Службы Раиль Гизятов, иначе оператору не избежать жалоб и исков от пользователей. Внести изменения в уже действующий договор аренды оператор может только по согласованию с арендатором, утверждает юрист: «Все изменения в соответствии со статьей 310 ГК РФ возможны только по согласованию сторон. Но при подключении к системе новых пользователей, могут быть предоставлены соответствующие условия использовании».

Автоюрист Сергей Смирнов добавляет, что в той или иной форме возможность подобных изменений в договоре скорее всего уже есть: «Никто досконально не изучает договоры, а там наверняка прописана возможность вносить некоторые изменения, либо есть пункты, позволяющие вводить ограничения по тем или иным соображениям. Почти все сервисы каршеринга отключают пользователей, нарушающих правила, значит такая возможность изначально прописана в договорах».

Договор аренды не является публичным, поэтому оператор каршеринга вправе предлагать любые условия пользования, а клиент может соглашаться с ними или отказаться от использования сервиса, говорит Смирнов. Раиль Гизятов добавляет, что существует понятие свободы договора. «Это значит, что если пользователь подписывает договор, то он должен соблюдать все условия данного договора. А за несоблюдение условий может быть предусмотрена ответственность в виде ограничения использования транспортных средств, в том числе и из-за стиля вождения».

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press

Озабоченность пользователей вызывает и сам факт сбора дополнительных личных данных, но представитель «Яндекс.Драйв» не соглашается с этими обвинениями. «Ни к слежке, ни к сбору личных данных эта система отношения не имеет. Мы получаем информацию с телематических устройств только для оценки качества вождения и выявления рисков безопасности», — говорит Горчаков.

Данные о стиле вождения с законодательной точки зрения не относится к персональным данным гражданина, отмечает Раиль Гизятов. «Даже если бы они и относились к персональным данным, это бы не повлияло на ограничение их использования, поскольку в момент заключения договора клиенты уже предоставляют право на использование персональных данных. Оператор на этом основании имеет право на сбор всей необходимой информации», — добавляет юрист.

Сохранность этих данных регулируется Федеральным законом «О персональных данных», добавляет юрист: «Организация, которая осуществляет сбор, хранение и использование персональных данных обязаны обеспечить сохранность персональных данных, в том числе и их безопасность».

Источник: autonews.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *