В Германии на 83-м году жизни скончался Фердинанд Пиех — одна из самых известных фигур мирового автопрома и человек, поставивший концерн Volkswagen на первое место в мире. В его портфолио — десятки судьбоносных решений, которые помогли не только вывести концерн на лидирующие позиции, но и создать ряд настоящих автомобильных шедевров. Пиех не был мягким руководителем, всегда принимал очень продуманные решения, за что в 1999 г. был в США признан лучшим управленцем автопрома XX века.
Родился в семье Порше
Семья Пиех тесно связана с семьей Порше семейными узами. Фердинанд Пиех — сын Луизы Порше и внук Фердинанда Порше, создателя Volkswagen Beetle и основателя компании Porsche. Фамилия Пиех досталась ему от отца Антона Пиеха, который в 1940-х был управляющим заводов Volkswagen в Вольфсбурге. После смерти Фердинанда Порше Пиеха воспитывал сын основателя династии Ферри Порше, который впоследствии ввел его в правление компании. Уже в зрелом возрасте Фердинанд Пиех разругался с родней и вышел из состава правления, сохранив при этом значительный пакет акций.
Создал первый дизель Mercedes-Benz
По образованию Пиех автомобильный инженер. В 1962 году он окончил Высшую техническую школу в Цюрихе, выполнив дипломную работу на тему конструкции двигателя автомобиля Формулы-1. Первым большим успехом инженера стал прототип для гонок Ле-Мана Porsche 917, в одни ворота выигравший сезон 1970 года. К тому моменту Пиех основал собственную инжиниринговую фирму, которая брала заказы на стороне. По заказу Daimler она изготовила пятицилиндровый дизельный мотор Mercedes-Benz OM617 для флагманской модели S-Сlass (W116) — первого в истории дизельного седана представительского класса.
Придумал quattro и единую платформу
C 1972 г. Фердинанд Пиех работал в Audi, где за 20 лет прошел путь от простого инженера до главы марки. На позиции ведущего инженера моделей Audi 80 и 100 он придумал и воплотил в жизнь пятицилиндровые бензиновые двигатели, оцинкованные и алюминиевые кузова, а также полноприводную трансмиссию quattro. Наконец, именно Пиех впервые поставил ряд моделей Audi 80, 90, 100 и 200 на единую платформу, которая впоследствии также легла в основу VW Passat. Это позволило заметно снизить издержки и заложило фундамент работы всех мультибрендовых компаний.
Спас Volkswagen от банкротства
Председателем правления Volkswagen Фердинанд Пиех был назначен в 1993 г., когда концерн испытывал значительные финансовые трудности. Пиех перевел заводы на четырехдневную рабочую неделю и провел жесткую политику сокращения издержек. Это помогло быстро выйти из кризиса — объем продаж концерна превысил 10 млн машин в год, Volkswagen стал выпускать унифицированную продукцию и поглощать другие марки. К 2000 г. обороты Volkswagen выросли более чем вдвое, линейка моделей увеличилась с 28 до 65 машин, а компания стала приносить прибыль. В концерн вошли Lamborghini, Bentley и Bugatti, грузовые Scania и MAN, мотопроизводитель Ducati, а также кузовное ателье ItalDesign.
Шпионил за General Motors
Реализацию стратегии жесткой экономии Пиех поручил руководителю производства концерна испанцу Хосе Игнасио Лопезу де Арриортуа, которого незадолго до этого переманил из General Motors вместе с семью другими высокопоставленными сотрудниками. Испанец с коллегами привез из США документацию на новейший Opel Corsa B и ряд других моделей GM, данные о строительстве завода и структуре закупок комплектующих. В 1996 г. разразился грандиозный скандал, в результате которого Лопез уволился, а Фердинанд Пиех понес некоторые репутационные потери. Кроме того, Volkswagen заплатил 100 млн долларов штрафа.
Купил Porsche в результате спекуляций
В 2005 г. Porsche начала скупать акции Volkswagen, намереваясь выкупить концерн. В момент кризиса 2008 г. акции Volkswagen резко упали, и Porsche вроде бы довела свою долю до 74%, но в итоге сама осталась без денег: банки посчитали схему непрозрачной и перестали выдавать кредиты. В 2009 г. компании поменялись местами — терпящую финансовое бедствие Porsche в течение трех лет выкупил Volkswagen, а Фердинанд Пиех и семья Порше стали контролировать большую часть акций и четверть совета директоров. Участники рынка считают всю сделку спекулятивной аферой, и с июня 2015 г. это дело разбирается в суде по иску Норвежского пенсионного фонда, владеющего 1,2% акций Volkswagen.
Придумал представительский Volkswagen
Одной из редких ошибок Пиеха принято считать запуск коммерчески провального седана представительского класса Volkswagen Phaeton, хотя сам он придерживался противоположного мнения. В период с 2002 по 2016 г. было изготовлено 83 тыс. машин вместо запланированных 20 тыс. в год, но стоит иметь в виду, что Phaeton достался концерну почти бесплатно. В основе машины лежала платформа Audi A8, а выпускалась она на том же заводе в Дрездене, где делали успешные купе Bentley Continental и седаны Continental Flying Spur.
Автосервисы Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг. Всегда рядом.
Создал Bugatti Veyron и VW XL1
Самыми амбициозными проектами Пиеха стали гиперкар Bugatti Veyron и сверхэкономичный автомобиль Volkswagen XL1. Гиперкар Veyron выпускался с 2005 по 2015 г., оснащался 1001-сильным мотором и продавался за 1 млн евро. Veyron стал хорошим имиджевым и технологическим проектом, но принес концерну почти €2 млрд убытков. XL1 с расходом топлива не более 1 л на 100 км тоже позиционировался как исследовательский проект, но часть изготовленных машин пустили в свободную продажу по цене 111 тыс. евро.
Руководил после отставки и ушел со скандалом
Официально должность главы Volkswagen Пиех покинул в 2002 г., но по-прежнему имел большое влияние в качестве главы наблюдательного совета концерна. Весной 2015 г. Пиех без видимых причин потребовал увольнения с поста исполнительного директора группы своего же ставленника Мартина Винтеркорна. Требование не нашло понимания ни у членов правления, ни у сотрудников — и Пиех в итоге вынужден был сам оставить все занимаемые должности в концерне Volkswagen. Мартин Винтеркорн покинул компанию пять месяцев спустя в результате «дизельгейта».
Источник: autonews.ru